Меню Закрыть

Строительство ледоколов и научные исследования: как Петербург стал воротами в Арктику и Антарктику

Петербургу не впервой выступать в роли форпоста на дороге новых связей с частями света. Однажды став окном в Европу, город на Неве уже фактически – ворота в Арктику и Антарктику.

Не ради пролонгирования статуса Северной столицы России, а в силу территориального расположения, а также сосредоточия современных технологических и промышленных возможностей.

Интерес к Заполярью объясним. Арктическая зона занимает 18% территории страны. Ее освоение имеет стратегическое значение. Сегодня там реализуются более трехсот инвестиционных проектов: это разработка месторождений, модернизация полярных аэропортов, строительство научных станций. Успешным считают проект «Арктический гектар». Уже подано четыре тысячи заявок на бесплатное получение земли. К выдаче готовы более одного миллиона гектаров в зоне вечной мерзлоты.

«Главная цель инвестиционных – повышение качества жизни людей. Это создание в Арктике комфортных условий для тех, кто там работает», – сказал министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов.

У Петербурга в освоении севера особая роль – это уже никому доказывать не нужно. Выступая на пленарном заседании, губернатор Александр Беглов отметил: в городе работают 250 организаций, обладающих «арктическими» компетенциями.  

«За 10 месяцев этого года более 240 петербургских поставщиков заключили контракты с заказчиками из Арктической зоны. В 2020 году создан арктический кластер Санкт-Петербурга. В него входит 25 промышленных предприятий, научных и образовательных учреждений», – сказал градоначальник.

Только в Петербурге могли взяться за решение такой амбициозной задачи, как обеспечение круглогодичной навигации на Северном морском пути. Именно для этих целей на Балтийском заводе ведется строительство четырех ледоколов, которые станут самыми большими и мощными судами в своем классе. Головное судно проекта 22220 «Арктика» завершило испытания и ушло работать на Севморпуть. «Сибирь», напротив, вернулось с ходовых и будет дорабатываться по тем замечаниям, которые высказал заказчик. «Урал» достраивают на воде, «Якутия» и «Чукотка» еще на стапелях.

Их палубные надстройки хорошо видны с набережной Лейтенанта Шмидта, которая сама по себе как музейная витрина, по арктической тематике. Здесь грядущие победы рука об руку с историей. Где даже героический «Красин», как голос из прошлого будущим покорителям Севера: «Мы смогли и у вас все получится».

Надо только немножко расширить горизонты планирования. На форуме представители Росатома заявили, что неплохо бы в проекте 22220 предусмотреть строительство еще двух подобных ледоколов. А для этого требуется ускориться в принятии решений. Прежде всего финансовых.

«Надо получать финансирование фактически уже в 2023 году, то есть мы должны в бюджетный процесс 2022 года с этим пятым, шестым ледоколом попадать. Балтийский завод – спасибо ему за то, что мы сегодня построили и имеем все-же. Но при том развитии технологий, какое мы имеем, атомный ледокол – это 2,5-3 года. Напомню, что в линейке 3 и 4 ледоколы – это декабрь 2024 и декабрь 2026 годов», – сказал заместитель генерального директора, директор дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша. 

Могучие ледоколы, сошедшие со стапелей Балтийского завода, уверенно поведут за собой по самым негостеприимным водам караваны судов. К 2024 году они смогут перевозить порядка 80 миллионов тонн грузов. Причем в следующем году, по поручению президента Владимира Путина, по Севморпути уже должна быть запущена контейнерная линия Петербург – Владивосток.

Не стоит забывать и о перспективных исследованиях самого южного континента планеты. Ровно в тот момент, когда на полях арктического форума обсуждались важные темы и подписывались важные соглашения, к берегам Антарктики подошел контейнеровоз «Мыс Дежнева». Он доставил в бухту «Талая» 133 модуля новой зимовочной станции «Восток», собранной в Гатчине и отправленной из Петролеспорта в первые дни сентября. Теперь у экспедиции не менее сложная задача – нужно сделать три похода к месту установки модулей. 
Поскольку за один раз перевезти их все не представляется возможным. А ведь это не много не мало – полторы тысяч километров пути. Успеть нужно до 1 февраля, когда температура на материке начнет резко понижаться. Сейчас там лето и комфортные для полярников минус 35 градусов.

Репортаж подготовил корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгений Соловьев.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»

Опубликовано вUncategorized